«Серебряное Копытце.» Часть 1, начало

Как поиграть с ребёнком в снежное время на улице?

Если есть снег, то он и есть — игра. Можно посмотреть с ребёнком на снег, пощупать, опробовать свойства снега в различных вариациях. Самому пробовать, показывать, рассказывать и обращать внимание ребёнка на те или иные эффекты, ощущения, действия; наблюдать за тем, что заинтересовало ребёнка, предлагать дополнения и развивать его интерес; рассказывать сказки, устраивать спектакли.

Вот светит солнце, и в лучах солнечного света снежное покрывало блестит множеством разноцветных искорок, словно драгоценные камни по нему рассыпаны и переливаются на солнце. А может, Павел Бажов в своём сказе о Серебряном Копытце именно такие «драгоценные камни» описывал?! Может, именно они стали праобразом для сказок и легенд?- Эти искорки разноцветные на белоснежном покрывале: красные, розовые, оранжевые, голубые, синие, зелёные, фиолетовые, жёлтые. Тут же можно рассказать сказку про козлика с серебряным копытцем. Кратко. В действиях. «Вот тут, вот тут, смотри, он мог бы стоять и бить своим копытцем! Вот, смотри, куда драгоценные камушки разлетелись! Вон, видишь, розовый блестит?! А там зелёный, и голубой, а рядом красный! Смотри, смотри!!!» — И показывать, как это могло происходить, что за козлик такой, как ножкой бил, где искорки блестят на снегу. Можно и дома эту сказку обыграть или прочитать, а, может, и мультфильмом посмотреть. А потом на улице вновь так поиграться. И напоминать, что «вот играли (видели, слышали) с тобой, помнишь?», чтобы связать действия между играми и сюжетами. Это не беда, если ребёнок мал, и не понимает всего, не говорит. Вот будет удивительно, когда он, запомнив, расскажет потом, словами или жестами, действиями. Он может запоминать образы, связывать постепенно разные игры в одну картину. Дома, например, из пластилина козлика слепили, снежную поляну, усыпанную цветными искорками, а на улице в другой раз поиграли с «драгоценными камушками»-искорками в лучах солнца. Ребёнку будет интересно, вдруг, «выловить» знакомый образ; он так может радоваться и ликовать, и бурно включаться в знакомый сюжет или образ. Очень захватывающе. И так это интересно наблюдать, как, вдруг, проясняется лицо ребёнка, озаряется улыбкой и он начинает показывать что-то в ответ: понял, мол, сам теперь расскажу (покажу) эту сказку! А когда ещё и словами заговорит!.. Главное, здесь — радость, веселье, озорство, смех. Ведь именно в такой обстановке ребёнок лучше всего усваивает и запоминает информацию.

А если снег не белый, свежий и пушистый, а если он чёрно-бурый от грязи, если рыхлый и подтаявший — это уже не так интересно? Ещё как интересно! Он ведь тает причудливыми формами, ломается и проваливается под ногами. Там сталактиты со сталагмитами в уменьшенной копии, там гроты и водные потоки под толщей снега; разные оттенки, свет и тень. И протаявший снег вокруг деревьев, столбов, скамеек, который стекается в лужи, а вода эта потом замёрзает в чудесный лёд под скамейками, такой ровный, гладкий и скользкий. И что же рассказать при таком снеге? О гротах и пещерах, о снежных верхушках гор, о таянии снегов, о горных холодных реках, о половодье, о зайцах и дедушке Мазае; о снеге, воде, льде, паре; о катке, и о коньках; о том, что тёмный снег быстрее тает, потому что нагревается сильнее от солнца, и вокруг деревьев потому он быстрее растаял, что от дерева согрелся. Ребёнок может не понять и не запомнить, но важно, что есть сам рассказ. Особенно, если он сопровождается яркими действиями или повторяется. Просто у ребёнка будет закладываться понимание, что мир — не только то, что непосредственно перед нами, то что мы видим, слышим, ощущаем, а и что мир гораздо обширнее. Что у каждого элемента есть своя история, есть что-то, что связывает его с остальным миром, что-то похожее, что-то индивидуальное своё. И что, обнаружив что-то, человек может не остановится на этом, а расширить свои поиски, знания, интересы, действия. Любопытство: а что скрывается за этим, какую связь оно имеет с тем, что мне уже известно, какую область знаний я ещё для себя открою? Любопытство исследователя. Оно очень сильно в детстве. Родитель может подбрасывать топливо в костёр жажды познания маленького человека.

Обновлено: 04.03.2019 — 01:14

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *